Недавно правительство России рассмотрело некоторые поправки в законопроекты. Как передает
Отметим, что с законопроектом не все так гладко, как кажется. Учитывая то, что еще в мае этого года Владимир Путин поручил Правительству создать документы для того, чтобы можно было запустить государственный компенсационный фонд долевого строительства, для этого были выбраны ответственные ведомства.
Это первая и, до недавних пор, единственная достоверно известная новость о создании компенсационного фонда. С мая по ноябрь, более полугода, в ведомстве шла напряженная работа по проектированию документов, связанных с работой фонда. Как известно, никто не знал, что конкретно готовиться в документации, так как информация была засекречена. Нечастые и противоречивые данные, которые вбрасывались в интервью представителей Минстроя, лишь подогревали интерес публики.
Только в ноябре министерство разместило проект поправок в закон, который должен создать и закрепить законодательную базу для запуска компенсационного фонда. Эксперты, строители, общественные организации ахнули. В размещённом тексте много положений про защиту дольщиков, но если вчитаться между строк, оказывается, что законопроект совсем не о том.
Механизм под названием «компенсационный фонд» предстал широкой аудитории в странном виде. Юристы мгновенно обнаружили большое количество неувязок по тексту – что-то противоречит гражданскому кодексу, что-то – бюджетной политике, наконец, ряд статей противоречит друг другу. Позже на эти ошибки указали уже в других министерствах, при прохождении обязательной процедуры согласования текста. Но главное не это. В документе описана простая, как всё гениальное, процедура рейдерства, причем рейдером выступает целое министерство.
Как это получилось? Строительная компания хочет построить дом, используя долевое участие. Собираются все документы, но к дольщикам строителей не подпустят, пока они не перечислят в фонд 1% от общей стоимости долевых договоров. Причем решение о допуске принимает сам фонд. В случае же, если у строительной компании случаются любые проблемы – подрядчик не завёз стройматериалы, банк не дал кредит и нужно искать других контрагентов, и они идут в арбитраж — а у любого крупного застройщика арбитражей может быть много, то фонд без колебаний начинает процедуру банкротства и вводит внешнее управление в этой компании. И снова это решение принимает сам фонд. После всех этих процедур фонд назначает новое руководство в компании и достраивает дом, а потом продаёт квартиры. Да, дольщики при этом получают либо денежные компенсации (вложенных средств) либо квартиры. На усмотрение фонда. Если они получают компенсации, теряют и право на эту недвижимость, а значит её можно продать. Выгодно? Весьма.
Вороватость чиновников в России — это притча во языцех. Не впервые в новейшей истории чиновники создают инструмент, который потом используют как прибавку к зарплате. Но происходящие события удивляют даже бывалых знатоков законотворческого процесса. Прикрываясь поручением Президента, законопроекты буквально «тащат» не гнушаясь никакими методами. Причем такое рвение вполне объяснимо: под знаменем защиты дольщиков появляется возможность беспрецедентного и бесконтрольного обогащения, а дольщики? А причем тут они? Кого они реально волнуют, когда на кону такие деньги и возможности?
После того, как министерства не согласовали документ Минстроя, его надо было «докрутить». Убрать противоречия, причесать текст. Этого сделано не было вообще. Вместо этого были использованы как неочевидная «дырка» в законодательстве, так и прямое его нарушения. Текст поправок в полном объёме был вставлен в законопроект, который уже два года висит в Госдуме и ни малейшим образом не связан с долевым строительством. Удачно, что этот текст хотя бы связан со строительной сферой, а так же то, что он находится во втором чтении. Для того чтобы внести в него изменения не нужно проходить круг согласований во всех ведомствах, а нужно было добиться лишь одной подписи – любого человека в статусе вице-премьера.