Утилизационный сбор на автомобили и сельскохозяйственную технику в Республике Казахстан последние месяцы стал предметом противостояния оппозиции, призывающее население к митингам и едва ли не забастовкам, и руководства страны, которое под давлением западных концернов уже пошло на значительные уступки. Как
Обязательный утилизационный сбор на транспортные средства в страну взимается в Казахстане с 2016 года. Его должны платить локальные автопроизводители, а также официальные импортеры и все, кто желает привезти автомобиль в Казахстан. Утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику был введен с 23 декабря 2019 года как в отношении производителей внутри страны, так и импортеров из государств-членов ЕАЭС и третьих стран. Новые автомобили, комбайны и тракторы, произведенные в Казахстане, продаются без утильсбора в цене.
Если в 2018 году местные предприятия по выпуску сельхозтехники реализовали продукцию на 24 миллиарда тенге. Импорт такой же техники составил около 100 миллиардов. Ежегодно из страны на покупку импортной техники утекало около 180 миллионов долларов. И лишь перспектива введения утилизационного сбора привела к взрывному росту производства. В 2019 году произвели 897 тракторов, больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых. После того, как заговорили об утильсборе, две иностранные компании высказались о желании разместить свои заводы в Казахстане – это «Кировец» и CLAAS. Но не John Deere, который, судя по всему, только обещал построить производство, а под эти обещания активно пользовался всеми льготами.
После объявления в феврале этого года решения о двукратном снижении утилизационного сбора все местные производители оказались в западне. На протяжении многих лет они вкладывались в модернизацию и развитие собственных компетенций, а теперь в страну может хлынуть прямой импорт, и вопрос будет стоять уже о выживании машиностроительной отрасли как таковой. О чем говорить, если даже российские автоконцерны, в последние годы активно инвестировавшие в создание сборочных производств в Казахстане, и для которых страна исторически является одним из ключевых экспортных рынков, могут остановить производство в республике и потерять свои вложения.
Отмена или сильное снижение утильсбора вызовет сложности с реализацией инвестпроектов, а цена локализованных автопроизводителей станет неконкурентной, поскольку рынок уравняет цены местного производителя и импорта, – в один голос утверждают представители российских автоконцернов, имеющие в Казахстане свои сборочные мощности. По прогнозам Ассоциации казахстанского автобизнеса, снижение утильсбора не приведет к снижению стоимости автомобилей, но сильно повлияет на обновление автопарка страны.