Главная Общество Найден консенсус в вопросе законопроекта о добровольном изучении родных языков

Найден консенсус в вопросе законопроекта о добровольном изучении родных языков

Автор: Влад

Старая история с оспариванием в национальных республиках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) получила логичное продолжение: с внесением законопроекта о возможности изучения национальных языков республик по желанию школьников и их родителей, представители ряда субъектов РФ выразили недовольство переводом родных языков народов республик во «второй разряд». Общественное обсуждение противоречивого законопроекта закончилось консенсусом сторон.

Согласно конституции республики Татарстан, русский и татарский языки являются государственными, их изучение в равном объеме признано обязательным. Однако ряд коллективных обращений родителей школьников к руководству учебных заведений, в министерства образования и прокуратуру привел к масштабной проверке, в ходе которой прокуратура выявила порядка 4 тыс. нарушений законодательства об образовании в 1.4 тыс. учебных заведений.

Согласно данным проверки, объемы преподавания русского не соответствовали федеральным нормам, и оказались заниженными — и многие родители как раз жаловались на недостаточное количество часов преподавания русского.

Все это стало благодатной почвой для законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому изучение языков республик должно происходить на добровольной основе — при желании можно от них и отказаться.

На данный же момент школьники в национальных регионах изучают предмет «Родной язык» в обязательном порядке, имея при этом возможность выбрать его из нескольких предложенных на той самой «добровольной основе». И если школа не обеспечивает ученику изучение необходимого языка, ему приходится отправляться на специальные курсы, однако в случае принятия законопроекта, предмет «Родной язык» окажется исключенным из списка обязательных и станет просто факультативом.

Специалист по школьному образованию из Татарстана Марат Лотфуллин уверен, что на практике это приведет просто к массовому отказу от родного языка, поскольку родители не захотят дополнительной нагрузки для ребенка, а выбиваться из общей массы русскоязычных учащихся школьнику не очень-то и захочется, законопроект он и вовсе называет формой насильственной ассимиляции народов России.

Поэтому представители в регионах просят оставить все как есть: два часа на изучение родного языка в неделю.

В этой истории есть любопытный нюанс: в Татарстане государственные русский и татарский языки изучались повсеместно в равных объемах по 4-6 часов в неделю, однако текущая версия ФГОС не предусматривала обязательного предмета «государственный язык республики», что привело к иным учебным планам, согласно которым татарский язык изучался  не как государственный язык, а как «Родной язык».

Законопроект о «факультативности» изучения родного языка стал причиной дискуссий в Дагестане, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Татарстане и других субъектах РФ. Именно это и подтолкнуло процессы по «смягчению» закона о «факультативных народах», как его уже успели окрестить в некоторых республиках.

Заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы России Олег Смолин заявил о необходимости новой редакции закона о языках, однако по его словам даже в более «мягкой версии» изучение национальных языков в субъектах Федерации могло остаться только факультативным.

Главным аргументом противников законопроект остается высший закон России — Конституция. Согласно 68 статье, регионы вправе устанавливать собственные государственные языки, а в таком статусе преподавать их в школе нужно в том же объеме, что и государственный русский язык.

Достаточно широкий фронт общественных дискуссий возымел свои плоды: перед расширенным заседанием рабочей группы по работе над законопроектом об изучении национальных языков в средней школе комитета Государственной думы по науке и образованию, одним из приоритетных направлений очертили «закрепление обязательности выбора изучения родного языка, который будет сделан родителями или законными представителями несовершеннолетнего школьника, или им самим по достижению совершеннолетия». Таким образом, можно сказать что обширное взаимодействие на различных уровнях поставило точку в этом сложном вопросе, а в итоге выиграла вся Россия.

И 8 июня согласительная комиссия Госдумы пришла к компромиссу: «разжалование» родных языков в перечь факультативных предметов отменен, родные языки вошли в состав обязательных предметов для преподавания, наряду с государственным русским, что, несомненно, учитывает интересы всего многонационального народа нашей необъятной страны.

Вам может понравиться

Яндекс.Метрика